Готов ли ребенок идти в школу? Советы психолога
«Отдавать ли или нет своего ребенка в школу?», «С 6 или 7 лучше?», «А готов ли он?» - этими вопросами задаются родители первоклашек.
Для многих школьников будущий учебный год - это первый учебный год в их жизни. И от того готов ли ребенок к школе, зависит во многом его дальнейшая успеваемость. Поэтому очень важно сделать правильный шаг родителям, чтобы потом их первоклашка шагал уверенно по жизни. Учебный год уже начался, я сомнения все же остаются. Консультацию в этом вопросе дает практического психолог Захарова Лада Германовна.
- Существуют ли критерии, по которым определяется готовность ребенка идти в первый класс?
- Есть три группы критериев, по которым нужно определять, готов ли ребенок к школе. Самый первый – это физиологический. Очень часто ребенок достаточно развит интеллектуально, а физически он не готов к школьным нагрузкам. Это значит, что скелет еще не достаточно сформирован, мышечный скелет также. А дети должны сидеть 4 урока по 45 минут. К этому готовы не все первоклассники. Часто дети в школу уже приходят с хроническими заболеваниями, плюс школьная нагрузка - как результат частые случаи болезни. Соответственно не успевание в школе. Второй момент: очень часто бывает так, что физическая выносливость не совпадает с интеллектуальной выносливостью. Так как головной мозг, как и весь организм еще формируется. А определенные отделы головного мозга «совершенствуются» до 10 лет, которые в частности отвечают за волевые процессы. Третий фактор - интеллектуальная развитость ребенка: памяти, внимания, мышления. Очень часто родители делают следующую ошибку, когда готовят детей к школе. Они учат ребенка считать, читать, писать, хотя, в идеале, этому должна учить школа. И этот шаг неверен. В первую очередь родителям нужно приступать к развитию основных психических процессов: внимание, память, мышление, речь.
- А если для этого нет достаточно свободного времени?
- Развитие мышление, речи и памяти должно происходит в основном в детском саду. А родителям стоит только контролировать эти процессы и немного помогать ребенку в усвоении дома.
- Есть ли разница между детьми, которые идут в школу после детского сада и теми, кто не посещал его?
- Дети, которые не ходили в детский сад, соответственно небыли в коллективе, как правило, не имеют устойчивого иммунитета. Соответственно болезненность и неуспеваемость. Также в детском коллективе ребенок учится произвольному поведению, то есть не спонтанному. Он подчиняет себя каким-то требованиям, учится дисциплине. Первоклассник должен уметь «жить» в коллективе, «быть» в группе. Есть нормы и правила, которых нужно придерживаться, и этому ребенка тоже учат в детсаде. Дети без подобных навыков, чаще всего бывают не принятыми в школьном коллективе.
- Есть ли разница между 6-летками мальчиками и девочками?
- Мальчики на самом деле менее готовы к школе, чем девочки.
- На что еще нужно обратить внимание при решении о готовности ребенка к школе?
- Также важна стабильность эмоционального состояния ребенка. Иногда школьные нагрузки, которые «ложатся» на плечи детей позволяют им умственно развиваться, а личностные, эмоциональные процессы в этот момент тормозятся в развитии. Ярким примером этому могут служить эмоциональные срывы в виде заикания, энуреза, формирования страхов. Эти сигналы позволяют утверждать, что ребенок не был готов к школе.
- Как поступать родителям в таком случае?
- Есть как минимум 2 варианта. Первый – это забрать ребенка со школы. Второй – уменьшение количества предметов, соответственно нагрузки на ребенка.
- Можно ли определить самостоятельно без специалистов, что ребенок готов к школе?
- Во-первых нужно спросить самого ребенка, хочет ли он идти в школу. Очень часто родители это забывают сделать. Это называется мотивационной готовностью. На вопрос «Почему ты хочешь идти в школу?», ответы могут быть самыми разными. Есть вариант престижа: ходить не в садик, а в школу. Социальный момент: все идут и я иду. Или ребенок хочет идти в школу, потому что мама им будет гордиться. И последний: школа – это что-то интересное. Именно наиболее зрелой мотивацией считается желание узнавать что-то новое – «Я хочу узнавать, я хочу знать». К сожалению, не так много детей идут с этой мотивацией. Учеба в школе это каждодневный, тяжелый труд. И когда ребенку учеба интересна, он знает, зачем он ходит в школу – тогда и будет смысл в его учебе, и только тогда ребенок будет справляться с нагрузками первого класса. Существует стандартный тест Керна-Ерасика, который позволяет определить готовность ребенка к школе. Также можно определить по тому, как пишет ребенок. В письме участвует мелкая моторика пальцев. Если эта моторика у ребенка развита хорошо, то можно утверждать, что учеба пойдет у него хорошо.
- Что еще может помочь родителям в принятии решения на счет школы?
- Родительская интуиция. Доказано, что люди, живущие вместе, начинают понимать друг друга бес слов. Поэтому нужно позволить себе не опираться на те стереотипы, которые сложились в обществе, а послушать себя при принятии столь важного решения. Очень часто родительские амбиции скрывают от них реальную картину. Часто родители хотят реализовать в ребенке свои не сбывшиеся желания и мечты. Если есть сомнения отдавать или не отдавать ребенка в школу, то лучше сделать выбор в сторону «не», особенно если ребенок болезненный. Также если у ребенка еще очень не устойчивое внимание, он не может сосредоточиться долго на чем-то, то нужно серьезно думать, прежде чем ребенка отдавать в школу.
- Есть ли советы, если родители уже решили «идти» в школу?
- Очень простая вещь, о которой очень часто забывают радетели – это режим и постоянство. Очень важно чтоб первоклассник вошел в определенный режим и не выбивался из него. К примеру, у него в 7 подъем, в 9 отбой. В этом промежутке обязательно должно быть время для игры и общения с родителями, как минимум 20 минут в день. Процесс развития должен быть систематическим.
- Большое спасибо!
Физическая и психологическая готовность к школе
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться12009-04-11 15:22:42
Поделиться22009-04-21 14:35:17
Чи готова дитина до школи ?
Тест
Чи хоче Ваша дитина йти до школи?
Чи думає Ваша дитина про те, що у школі вона багато дізнається й навчатися буде цікаво?
Чи може Ваша дитина самостійно сидіти над якоюсь справою, яка потребує зосередженості впродовж 30 хвилин (наприклад, збирати конструктор)?
Чи Ваша дитина у присутності незнайомих анітрохи не соромиться?
Чи вміє Ваша дитина складати розповіді за картинкою не коротші, ніж із п’яти речень?
Чи може Ваша дитина розповісти напам’ять кілька віршів?
Чи вміє вона відміняти іменники за числами?
Чи вміє Ваша дитина читати по складах або цілими словами?
Чи вміє Ваша дитина рахувати до 10 і назад?
Чи може вона розв’язувати прості задачі на віднімання й додавання одиниці?
Чи правильно, що Ваша дитина має тверду руку?
Чи любить вона малювати і розфарбовувати картинки?
Чи може Ваша дитина користуватися ножицями і клеєм (наприклад, робити аплікації)?
Чи може вона зібрати пазли з п’яти частин за хвилину?
Чи знає дитина назви диких і свійських тварин?
Чи може вона узагальнювати поняття (наприклад, назвати одним словом овочі: помідори, морква, цибуля)?
Чи любить Ваша дитина самостійно працювати – малювати, збирати мозаїку тощо?
Чи може вона розуміти і точно виконувати словесні інструкції?
Кожна позитивна відповідь оцінюється в 1 бал. Результати тестування залежать від кількості позитивних відповідей на запитання тесту. Отже, якщо їх:
15 – 18 – дитина готова йти до школи. Ви не дарма з нею працювали, а шкільні труднощі, якщо і виникнуть, можна легко подолати;
10 – 14 – ви на правильному шляху, дитина багато чого навчилася, а запитання, на які ви відповіли “ні”, підкажуть Вам, над чим іще потрібно попрацювати;
9 і менше – почитайте спеціальну літературу, постарайтеся приділяти більше часу заняттям з дитиною і зверніть увагу на те, чого вона не вміє.
Результати можуть Вас розчарувати. Але пам’ятайте, що всі ми – учні у школі життя. Дитина не народжується першокласником, готовність до школи – це комплекс здібностей, що піддаються корекції. Вправи, завдання, ігри, обрані Вами для розвитку дитини, легко і весело можна виконувати з мамою, татом, бабусею, старшим братом – з усіма, хто має вільний час і бажання навчатися разом з дитиною. Добираючи завдання, зверніть увагу на слабкі місця розвитку дитини.