Эта игра - это своеобразная гимнастика для ума. Она не только знакомит детей с основами черчения, но, главное, развивает пространственное мышление ребенка. Материалом для игры служат 8 деревянных или пластмассовых кирпичиков и 30 чертежей-заданий, по которым надо строить модели.

Развивающие игры Никитина. Кирпичики

Эта игра - своеобразная гимнастика для ума. Она не только знакомит детей с основами черчения, но, главное, развивает пространственное мышление ребенка. Материалом для игры служат 8 деревянных или пластмассовых кирпичиков и 30 чертежей-заданий, по которым надо строить модели. Как и в других играх, задания подобраны в порядке возрастания сложности.

Первые задания можно предложить даже 3 - 4-летним детям. В игре выполняются три вида заданий: построить модель из кирпичиков по чертежам-заданиям, сделать чертежи по построенной модели, сконструировать новые модели и составить чертежи к ним. Это уже сложная творческая деятельность. Дошкольники будут с гордостью строить "по настоящим чертежам" свои сооружения из кирпичиков, не подозревая, что они занимаются умственной гимнастикой, как инженеры, изучают язык техники -- черчение, как школьники, и развивают свои способности.
http://i003.radikal.ru/0805/58/37d23ccf12e3.jpg

Как сделать игру

Комплект игры "Кирпичики" состоит из 8 одинаковых брусков размером 20x40x80 мм, хотя можно брать и 15x30x60 мм, и 40x80x160 мм, т. е. величина не столь важна, а соотношение сторон неизменно - 1:2:4 (как в стандартном кирпиче). Их можно сделать из древесины (лучше из твердых пород - дуба, бука, березы) или приобрести готовыми. Есть они иногда в деревянных наборах "Строитель" и "Тележка с кирпичиками". Главное требование к ним - грани должны быть строго взаимно перпендикулярны, чтобы кирпичик устойчиво стоял и на ребре, и на торце. Советуем сразу приготовить минимум два комплекта кирпичиков, а если есть возможность, то и несколько, сложив их в отдельные коробки или хотя бы надев кольца из резинки на каждые 8 штук.

Затем приготовьте чертежи-задания. Для малышей их лучше начертить на отдельных листах плотной бумаги. Все задания разделите на две серии. В первую серию отберите чертежи-задания для малышей от К-1 до К-20. Во вторую - от К-21 до К-30 - для детей более старшего возраста.

Чертежи-задания можно предлагать в игре как на отдельных листах, так и склеив из них "гармошку", что в некоторых отношениях более удобно. Чертежи, закрепленные на "гармошке", нельзя перепутать, потерять один из них, можно поставить перед детьми вертикально без специальных устройств и др. Для каждой серии заданий лучше сделать пакет из плотной бумаги с обозначением игры и серии.

http://i026.radikal.ru/0805/c7/180ef459a7e2.jpghttp://i016.radikal.ru/0805/22/bdbfe8be69d1.jpghttp://i035.radikal.ru/0805/39/201937fa95dd.jpghttp://i027.radikal.ru/0805/39/afda7bff1935.jpghttp://i037.radikal.ru/0805/80/b129a064040e.jpghttp://i014.radikal.ru/0805/7b/7cbe5c26e7d1.jpg

Научимся "читать" чертежи--

Игру с малышами можно начать с такой сказки: "Придумал архитектор очень хороший дом - большой, удобный, красивый. И захотели такой дом построить и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Киеве, и в других городах. И все зовут архитектора к себе: "Приезжайте к нам в Киев! У нас много кирпичей и цемента, и подъемные краны у нас есть. Только скажите, сколько надо кирпичей взять для дома и как их положить!" Что делать архитектору? Поедешь в Киев - москвичи обидятся: почему к нам не приехал? Поедешь в Москву - в Киеве ничего не сумеют без него построить. Как быть? Думал-думал архитектор и придумал..."

- Кто знает, что он придумал? - спросите малышей совсем другим, не сказочным тоном. Очень может быть, что они слышали о чертеже и назовут это слово. Тогда надо только порадоваться, что они знают, и продолжить сказку. А если не знают, тогда пусть они подумают минутку: как же архитектор вышел из положения? И только убедившись, что "чертеж" для них слово новое, произнесите его.

- Надо сделать чертеж дома, и даже не один, а много, и послать их во все города. И тогда все строители посмотрят на чертежи, увидят, сколько нужно кирпичей брать, как надо их укладывать, и построят сразу во всех городах такие большие, удобные и красивые дома.

- Давайте, ребята, и мы станем строителями, возьмем чертежи, кирпичи и начнем строительство!

- Кто из вас умеет читать чертежи? - И если все молчат, покажите чертеж К-1, только первый раз укрепите его вертикально. - Что тут нарисовано? - Кирпичики, домики, прямоугольники... - могут сказать малыши, если они играли в "Рамки Монтессори".

- Почти узнали, молодцы! Только тут один кирпичик нарисован, - и выдержите паузу, чтобы у малышей возникла мысль: "Как же один, если три прямоугольника?"

- А почему тут три рисунка, а не один?

И если ответить никто не может, предложите: "Возьмите по одному кирпичику и подумайте, как поставить его по чертежу на этом низеньком столике".

Если кто-то догадается или случайно поставит кирпич правильно, то воспользуйтесь этим.

- Архитектор так и поставил кирпич. Это у него был "дом". А потом присел (присядьте сами так, чтобы глаз оказался на уровне кирпича, против его центра, а глядя на вас, пусть присядут и малыши!) и увидел одну широкую длинную грань. Он так и нарисовал ее, назвал этот рисунок - вид спереди (попросите малышей показать его на чертеже).

- А потом архитектор посмотрел на "дом" сверху и увидел... узкую длинную грань. (Пусть все дети поднимутся и посмотрят на кирпич строго сверху.) Он нарисовал ее ниже первого рисунка и назвал - вид сверху.

- Кто теперь догадается, откуда он смотрел, когда рисовал третий рисунок - этот маленький прямоугольник?

Обычно уже кто-нибудь из малышей схватывает идею "архитектора" и показывает, что он смотрел сбоку (слева). Назовите этот рисунок видом сбоку и убедитесь, что все смотрят действительно сбоку, с левой стороны.

Если вы играете с малышами на низеньком столике и им легко посмотреть на кирпич со всех трех сторон, то им нетрудно будет догадаться, что чертеж - три рисунка одного предмета, когда смотрят на него с разных сторон (взаимно перпендикулярных). Они быстро начинают точно приседать на уровень модели, помещать глаз в центр и даже зажмуривают или прикрывают ладошкой второй, чтобы картина "вида спереди" была идеальной.

Теперь можно показать детям чертеж К-2 и убедиться, что малыши могут ответить на оба вопроса строителей к архитектору: "Сколько надо взять кирпичей? Как положить кирпичи, чтобы все было построено "точно по чертежу"?" - и, конечно, похвалить тех, кто сам, глядя только на чертеж, сумел сложить "утюг".

После складывания нескольких моделей можно задавать ребенку вопросы, которые покажут, хорошо ли он видит положение кирпича на чертеже и "в натуре", Вы показываете какой-нибудь кирпич в модели и спрашиваете: "А где этот кирпич на чертеже?" (Или на "виде спереди", на "виде сбоку".) Если ребенок сразу и без ошибки отвечает на вопрос и показывает кирпич на любом виде в чертеже, можете быть довольны - главное малыш понял. Теперь с ним можно вести игру как с человеком, знающим "основы" черчения.

Если кирпичиков у вас много, сохраняйте каждую построенную модель до конца игры, и тогда можно показать бабушке, дедушке или старшему брату, сколько новых моделей сделал в один день малыш, Конечно, нужно поиграть с моделями: меблировать кукольную комнату столом, скамейкой, диваном, кроваткой, на поезде поехать куда-нибудь и т. п.

Чертежи надо уметь делать

Ребенок сложил из кирпичиков очень интересную модель. Всем она понравилась, но надо убирать после игры кирпичики на место, и ее придется разобрать. Хорошо, если ребенок запомнил, как ее складывать, и сможет повторить, а если нет? Как быть? Ведь жаль, если никогда больше такую модель не удастся сделать. И никто не знает, какая она хорошая, никто ее не сделает, даже если захочет. Так возникает необходимость сделать чертеж.

Здесь опять вспомните сказку про архитектора. Может быть, малыш тоже подумает-подумает и... придумает, что надо сделать чертеж своей модели. Тогда вам остается чуть-чуть помочь ему этому научиться. Как это сделать?

Чертежи лучше делать на тетради в клетку. Если ребенок совета не принимает, не спорьте с ним -- просто предложите ему делать чертеж по-своему - на нелинованной бумаге, а вы сделайте такой же, но на бумаге в клетку. Какой получается лучше? Где ничего не перекошено и где все кирпичи одинаковой длины? Такое "доказательство делом" неизмеримо сильнее многих словесных убеждений.

Когда бумага в клетку принята всеми как наиболее удобная, то надо договориться о масштабе, в каком будем рисовать кирпичи, т. е. какой величины мы их будем чертить.

Поставьте перед малышом кирпич на ребро, торцом к себе, как на рисунке, где кирпич показан в трех основных положениях: плашмя, на ребре и на торце - и приведены все 6 возможных положений, в каких он может находиться.

А теперь сделаем чертеж, чтобы точно показать, как стоит кирпич. Сначала нарисуем вид спереди. Как надо смотреть на кирпич? Если толщина кирпича у нас будет в одну клетку, то ширина..? (Пусть ребенок найдет, что она в 2 раза больше толщины, и сделает ее в 2 клетки.)

- А теперь скажите, как надо смотреть на кирпич, чтобы сделать вид сверху, вид сбоку?

Сравните теперь этот чертеж с чертежом Б.

Выяснив, что ребра кирпича мы будем рисовать в 1, 2 и 4 клетки, можно приступить к изготовлению чертежей простейших моделей в 2 - 3 кирпича. Такой масштаб очень удобен, но он, конечно, не единственный, и можно принять масштаб любой, в зависимости от необходимости и возможностей самого "чертежника". На рисунке приведена еще простая задача: сначала приведены 6 чертежей кирпича в разных положениях, обозначенных буквами, а ниже 6 рисунков, обозначенных цифрами. Найдите сначала сами, а потом с детьми, какой буквой обозначен чертеж кирпича 1, 2, 3 и т. д. Задачу можно "переворачивать": под каким номером нарисован кирпич, чертеж которого А, Б, В, Г и т. д.? Вместо рисунков можно поставить настоящие кирпичи, а в книге находить чертежи, соответствующие их положению.

Первые модели, на которых ребенок будет учиться делать чертежи, лучше строить взрослому, а с ребенком только решать вопрос: "Какой вид лучше взять за "вид спереди"?" И, повернув модель к себе этой стороной, начинать делать чертеж. Задерживаться на этом виде работы не следует. Если ребенок понял суть дела и хорошо делает чертежи, не надо предлагать новые модели, а переходить к конструированию.

Конструирование - главное дело

Из 8 кирпичиков можно построить очень большое число разных моделей, но ребенку интересны только те, которые напоминают что-то знакомое - машины, дома, пароходы, мосты. Вот такие интересные модели и надо придумывать. И конечно, делать чертеж этих моделей, чтобы сохранить их и сделать целый альбом "собственных конструкций".

Альбом может помочь отобрать ряд чертежей-заданий для соревнования и быть летописью роста конструктивных способностей ребенка, если ставить дату на чертежах.

Когда ребенок станет школьником, можно с успехом продолжить эту игру. Школьники будут вносить в альбом чертежи, особо трудные для построения моделей, предназначенные специально для "гимнастики ума" и детей, и взрослых. К таким уже и относятся чертежи-задания после К-22. И мы 1 - 2 раза в год устраиваем со ревнования с участием взрослых: "Кто быстрее построит модель К-26? Кто быстрее сделает сразу 3 задания - К-27, К-28, К-29?"

Со временем количество кирпичиков в игре можно увеличить, модели еще более усложнятся, а задания приобретут характер производственных чертежей, с условными обозначениями которых можно ребятишек ознакомить.