Бориса Павловича и Лену Алексеевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.
О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов XX века. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а едва начав учиться в школе, перескакивали через класс.
Именно тогда, в I960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.
Основные принципы воспитания "по-никитински"
По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая - это заорганизованность. То есть сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается.
Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости.
В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята - хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.
Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом.
Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности.
Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.
В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще - в самой жизни детей.
У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят.
Лена Алексеевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие "опережающие" условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.
Как вызвать в ребенке желание заниматься?
Итак, условия для развития должны опережать этот процесс. Значит, их нужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности. Общая работа или работа рядом - это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам друг у друга, а вместе с тем, и повод для разговора, обмена мнениями. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно. В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи - не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.
Физическое развитие
Дети должны быть готовы воспринимать знания не только умственно, но и физически. Тело ребенка - само по себе инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, оно легко и охотно "идет навстречу" требованиям умственного порядка. Спортивные снаряды чуть ли не с младенчества должны входить в детскую жизнь. Особое внимание Никитины уделяли закаливанию. И их опыт показал, что это действенный способ оградить ребенка от большинства простудных заболеваний.
Интеллектуальные игры Никитиных
Методика:
Помимо опережающих условий для развития, о которых шла речь выше, Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно. Так естественно кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.
Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.
Особенности:
Главное отличие - это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи. Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.
Каждая игра - это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному.
Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать творческие способности.
Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов.
- Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
- Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
- Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
- Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.
Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных - то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать всё самостоятельно.
Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется - "Интеллектуальные игры". Вот лишь несколько примеров самых популярных из них.
Рамки и вкладыши
Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий - пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно карапуз познакомится со всеми 16-ю фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребенок подрастет, можно усложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом - по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), создавать сюжетные рисунки (елочку из трех равнобедренных треугольников).
Сложи узор
Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см., где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. В начале (особенно с самыми маленькими) нужно просто сесть рядышком с ребенком и вместе рассмотреть кубики: "Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это - желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, желтый". Возможно, малыш уже не слушает и смотрит по сторонам. Значит, знакомство с кубиками нужно было закончить на несколько минут раньше. Игра не должна надоедать ребенку. И еще: ее, как и любую другую, желательно хранить в таком месте, чтобы малыш видел, но сам достать не мог. Когда у крохи возникнет желание поиграть, он может сказать или показать на коробку, если разговаривать еще не умеет. Эти кубики способствуют "развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать".
Сложи квадрат
Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка, поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра для детей от двух лет. Она имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей 2 лет и младше надо оставить 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и - разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь можно начинать игру с ребенком. Детали нужно либо разложить по кучкам (в каждой - части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Дальше ребенку предоставляется возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на более сложный. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.
Дроби
Возраст для начала этой игры указан разный, отЗ-хдо5лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 "долек". Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом ребенок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок. Очень интересно строить лесенку: внизу - целый круг, дальше половинка, затем треть. С ее помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.
Уникуб
Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.
"Уникуб" представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для "уникуба" 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1,5-3 лет, а самые сложные доступны далеко не всем взрослым.
О методике Никитиных рассказала их дочь Анна Ермакова
Статья из январского номера журнала "Мама и малыш"
Что стало с семьёй Никитиных?
Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины - педагоги и многодетные родители. В 60 - 70-е годы они прославились тем, что воспитывали своих семерых детей по необычной методике, которую специалисты окрестили «системой раннего и разностороннего развития детей» (РРР). Несколько изданий выдержали книги Никитиных-старших: «Правы ли мы?», «Мы и наши дети».
Ребята у них бегали по дому (и по снегу) босиком и в одних трусиках, грудные малыши спали на террасе без всяких пеленок-распашонок - и болели раз в 10 меньше сверстников.
Папа смастерил мини-«стадионы», дети качались на кольцах и турниках, лазали по канатам, прыгали на батуте, носились на «гигантских шагах»...
Академик Н. М. Амосов в отзыве на доклад Никитиных в Академию педнаук написал об их детях: «Основное качество их интеллекта не натасканность, а смышленость. Они не столько эрудиты, сколько решатели проблем».
Алексей, самый старший из семерых детей Никитиных, с детства отличался независимым характером. Собственно говоря, именно самостоятельности его сызмальства и учили папа с мамой. С полутора лет он сам себя обслуживал, надевал штанишки, подтирал за собой лужи всевозможного происхождения, ловко помогал матери накрывать на стол, не проливая при этом ни капли из чашек. Если ему хотелось попробовать на ощупь нож или на вкус кирпич. папа сохранял стоическое спокойствие - жизненный опыт дорого стоит.
- Над старшим, мы, конечно, больше всего фокусничали, - доверительно рассказывает мне родоначальница большого и дружного Семейства Лена Алексеевна Никитина.
Мы уютно расположились за столом во дворе их деревянного дома в подмосковном Болшеве. Рядом, несмотря на вечернюю прохладу, носятся смешные босоногие и чумазые голопузики - внуки и внучки. Кое-кто посапывает в коляске. Комары! И пахнет сосной!
- Алеша в четырнадцать лет ушел жить к бабушкам. По сути - он от нас удрал. Это мы уже потом, когда набрались ума-разума, поняли с отцом, что совершили глупость, отпустив его, - продолжает Лена Алексеевна. - Алексей рано повзрослел, стал чужеватым в семье. В 18 лет он женился, а потом и вовсе уехал жить в Лондон.
Отец очень гордился, что Алеша ТАМ и не пропадает. Он прекрасный электронщик. А я расстраивалась. Для меня непонятно, как это - уехать из России. Но это не значит, что я плохо отношусь к сыну или Алексей плохо относится к семье.
Я тоже изучила книжки Никитиных. Кое-что из их опыта взяла на вооружение. Например, потребовала ребенка к груди, как только он родился. И от чепчиков мы тоже отказались. Но пятками по сугробам стучать вместе с дитятком я так и не осмелилась.
- Ты же берешь в руки снежки? И что? - подзадоривает меня, пытаясь объяснить свои детские ощущения, предпоследний ребенок Никитиных, теперь уже сам дважды папа, Иван. - Так и босиком по снегу ходить - дело привычки.
Лена Алексеевна подхватывает:
- Нам приписывают, что мы якобы открыли методику раннего разностороннего развития детей. Но мы ничего не открывали! Мы так жили.
Наш папа до 80 лет выбирал самый длинный маршрут до станции, чтобы удовольствия ради пробежаться трусцой. Сам не мог пройти мимо перекладины - обязательно подтянется, и все наши дети и внуки с малых лет такие же.
У всех народов в принципе была эта самая методика раннего развития. Монголы, например, ребенка, который еще и ходить-то не ходил, уже сажали на коня. А как было в русской крестьянской семье? Ребенок рождался, подрастал и уже в пять-шесть лет и пол в избе мел, и печку топил. Ребенок жил, наблюдая за взрослыми, за природой. А главная опасность нынешней моды на раннее образование (не развитие!) как раз в том, что в итоге получаются книжные, неумелые, неслышащие и невидящие настоящей жизни люди.
Кто кем стал
Второй сын Антон стал талантливым химиком. Окончил химфак МГУ, руководит лабораторией. Он был любимцем отца и его надеждой. И хоть всех детей Борис Павлович любил, но у всякой любви свой привкус...
После Антона родились три девочки. Оля, старшая дочка, работает юристом, заведует отделом Московской регистрационной палаты.
Другая дочка, Аня, - медсестра и мама четверых детишек. Ане много пришлось нянчиться с младшими. Бывало дедушка, отец Бориса Павловича, говорил: «Вот ей надоест возиться с маленькими, она своих не захочет». А вышло все наоборот.
Юля - менеджер по туризму. Именно ей пришла однажды шаловливая мысль повесить объявление на станции, мол, кто хочет встретить Новый год в необычной обстановке, приходите по такому- то адресу... К полуночи к никитинскому дому подвалила веселая толпа незнакомых людей, человек девяносто, и все в масках! Лена Алексеевна всю ночь переживала - лишь бы дом не спалили...
Предпоследний ребенок в семье - Иван. На нем меньше всего экспериментировали.
Например, читать в три года его не учили. Иван - бизнесмен и отец двоих детей - трехлетнего Пали (Павлика) и двухмесячного Бориса.
Я у него спросила, не стремится ли он тоже к большой семье. И услышала:
- Дело не в количестве детей, а в том, насколько твой дух передался твоему сыну и твоим внукам. Если твой ребенок, так же, как ты когда- то, захотел иметь детей благодаря твоему отцу, значит, в твоей жизни был смысл. А вообще я не давал бы, как наши родители, детям слишком много свободы...
Люба, самая младшая и сама многодетная, растит своих пятерых. Материнство - ее профессия и призвание.
И почти все Никитины (теперь уже не только Никитины, а и невестки, зятья) живут в старом отцовском доме Когда я спросила, сколько людей одновременно живет под крышей болшевского дома, никто точно не смог ответить...
О порядочности
Лена Алексеевна не думала, что когда-нибудь станет многодетной матерью. Посмеивается, мол, это мне с Борисом Павловичем повезло. С ним не страшно было иметь хоть десяток ребятишек.
Довольна ли она тем, как все сложилось в ее судьбе и в судьбах ее детей?
- У нас не было цели вырастить знаменитых людей, эрудитов. Все мои дети - нормальные здоровые люди. А знаменитостей сейчас и без них много. Зато порядочных людей мало. За своих я спокойна: никто из них никогда не сделает подлости и не въедет в рай за чужой счет.
Знаете определение «порядочности» по В. Далю? Это «когда человек поступает так, как должно».
М.Аникеева