Возраст 6-11 лет является младшим школьным возрастом. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Он проявляет интерес к тому, как вещи устроены, как их приспособить, освоить. В эти годы ребенок напоминает Робинзона Крузо и часто интересуется его жизнью.

Психологические качества, формирующиеся на этом этапе – трудолюбие или чувство неполноценности.

Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость, способности к техническому творчеству.

Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно “баловство”, это способствуют выработке у него чувства неполноценности. Опасность этой стадии – чувство неадекватности и неполноценности. Если ребенок отчаивается в своих орудиях труда и рабочих навыках или занимаемом месте среди товарищей, то это может отбить охоту к идентификации с ними, ребенок считает себя обреченным на посредственность или неадекватность.

На этой стадии буйное воображение укрощается законами объективного мира, даже чтением, письмом и арифметикой. До того, как ребенок, психологически готовый к элементарной роли родителя, способен стать биологическим родителем, он должен побыть в роли работника и потенциального кормильца. Он учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.

Окружение ребенка на этой стадии уже не ограничивается домом. Влияние оказывает не только семья, но и школа. Отношение к ребенку в школе оказывает существенное влияние на уравновешенность психики. Отставание вызывает чувство неполноценности. Систематическое обучение – во всех культурах происходит на этой стадии. Именно в этот период более широкое общество становится важным в отношении предоставления ребенку возможностей для понимания значимых ролей в технологии и экономике общества.